15 малоизвестных тонкостей о работе авиадиспетчеров
Содержание:
- Какими личностными качествами должен обладать диспетчер?
- Выход на пенсию
- На вышке
- Особенности профессии
- Краткое описание
- Особенности профессии
- Должностные обязанности
- Что нужно, чтобы стать авиадиспетчером в России?
- Ссылки [ править ]
- Обучение на инспектора по авиационной безопасности
- История профессии
- Плюсы и минусы профессии
- Кто такой диспетчер?
- Описание и характеристика профессии
- Виды диспетчерских пунктов
Какими личностными качествами должен обладать диспетчер?
Так как в основе работы диспетчера лежит общение с людьми (как с клиентами, так и сотрудниками предприятия) этот специалист должен обладать развитыми коммуникативными способностями, хорошей дикцией и грамотным языком. Кроме того, добиться профессионального успеха диспетчеру поможет наличие таких личностных качеств, как:
- стрессоустойчивость;
- внимательность;
- ответственность;
- хорошая память;
- аналитический склад мышления;
- самообладание;
- организованность;
- способность к распределению внимания;
- доброжелательность;
- находчивость;
- инициативность;
- организаторские способности;
- развитая зрительно-моторная координация.
Свою профессиональную деятельность диспетчер выполняет посредством средств связи и коммуникаций, поэтому специалист должен обладать навыками работы на ПК и другой офисной технике. Также он должен владеть знаниями в сфере особенностей выпускаемых работ (услуг), нормативно-правовых актов, основ организации производства, экономики, психологии, охраны труда, техники безопасности и номенклатуры выпускаемой продукции.
Выход на пенсию
Один из важнейших плюсов профессии – это право на досрочную пенсию. Авиадиспетчеры мужчины могут претендовать на пенсию с 50 лет, а женщины с 45 лет, при условии работы в службе управления полетами воздушного транспорта не менее 12,5 лет.
Пенсии воздушных диспетчеров невысоки, так в среднем по стране размер месячного пенсионного обеспечения около 20 тыс. руб. Авиадиспетчера заработавшие пенсию на Севере могут рассчитывать на 25 тыс. в месяц.
При списании сотрудника воздушной диспетчерской службы по состоянию здоровья до наступления пенсионного возраста положена компенсация в размере 6 среднемесячных оплат труда.
По сравнению с работниками других специальностей, специалисты-аэронавигаторы получают достойную зарплату за свой тяжелый труд. Специалисты этого направления востребованы на современном рынке труда. Авиадиспетчеров готовят гражданские вузы — институты гражданской авиации в Москве и Ульяновске и высшие военные училища в Краснодаре и Ейске.
На вышке
«Азур,
занимайте эшелон 70», «Взлет разрешаю»,
«Приступайте к снижению, эшелон 30, разрешаю», — обычные
переговоры в небольшой комнате.
Заместитель начальника ЦОВД — начальник
службы движения Павел Праско привел
нас на «Вышку», где находится аэродромный диспетчерский центр.
С
высоты в 30 метров из больших окон
открывается круговая панорама на весь
аэродром. Здесь смена из 10-15 человек управляют
самолетами, летящими в радиусе 120
километров, до момента, когда судно
набирает высоту 5,7 тысячи метров.
Фото: Владимир Сараев, Sibnet.ru
Выпускают
в небо и принимают лайнер на посадку четыре
диспетчера — руления, вышки, круга и
подхода. Диспетчер руления разрешает
запуск двигателей самолета, руководит
движением по рулежным дорожкам и дает
команду выруливать на предварительный
старт перед взлетно-посадочной полосой.
Диспетчер вышки разрешает взлет или
посадку воздушному судну, может «увести» его на второй круг при наличии угрозы безопасности полета.
Фото: Владимир Сараев, Sibnet.ru
Праско
показывает рабочее место диспетчера, оборудование которого называется длинно —
комплекс средств автоматизации управления
воздушным движением «Альфа».
Здесь
монитор, где отображаются самолеты, их
характеристики и расписание движения воздушных судов, пульт связи со службами аэропорта,
у диспетчера «Вышки» — экран, где обозначены сигнальные огни взлетно-посадочной
полосы. Также на АДЦ есть и обыкновенный
бинокль, чтобы в случае необходимости
осматривать полосу.
Фото: Владимир Сараев, Sibnet.ru
В
Центре ОВД планомерно происходит замена оборудования на
более современное, новое поколение «Альфы» —
с более комфортными для глаз мониторами
и бесшумными водяными системами охлаждения
процессоров.
Фото: Владимир Сараев, Sibnet.ru
Аэродром Толмачёво имеет две пересекающихся взлетно-посадочных полосы, что позволяет значительно увеличить пропускную способность аэропорта, повысить уровень безопасности полетов и при наличии соответствующих метеоусловий исключить заход на посадку над городом. Толмачёво
— аэродром совместного базирования. В
график движения гражданских воздушных судов могут вмешаться военные. Так и
происходит. Три МиГ-31 вылетают на тренировку, и авиадиспетчеры корректируют заход на посадку и вылет других самолетов.
Фото: Владимир Сараев, Sibnet.ru
Особенности профессии
Экипаж, управляя самолётом, находится на связи с диспетчерами, которые отвечают за порядок движения самолётов и вертолётов. Всё воздушное пространство делится на зоны ответственности диспетчерских пунктов. И диспетчер руководит движением в рамках зоны ответственности своего пункта.
Диспетчер аэродромного диспетчерского пункта составляет суточный план полётов, согласовывает его выполнение с другими службами, со своими коллегами из других аэропортов, (например, с АДП другого аэропорта). Он постоянно находится на связи с экипажами судов, следит за воздушной обстановкой. В некоторых аэропортах эти функции выполняет группа по взаимодействию.
Диспетчер «Руления» контролирует движение по территории аэродрома.
Диспетчера «Старта и посадки» руководят взлетающими и заходящими на посадку судами.
Диспетчер «Круга» руководит движением в радиусе 50 км на высоте 2100 м и ниже (зона взлёта и посадки). Прилетающим он выдаёт разрешения на выполнение захода на посадку, а вылетающим – указания о первоначальном наборе высоты.
Диспетчер «Подхода» руководит движением на высоте 2100–5700 м. Площадь охвата зоны круга – 90–120 км. от аэродрома. Он определяет очерёдность захода на посадку захода на посадку, интервалы.
Диспетчер районного центра контролирует полёт на высотах 2100–17000.
Диспетчер пункта местных воздушных линий – руководит полётом на высоте 1500 м и ниже в районе аэродрома.
Диспетчер местного диспетчерского пункта – руководит полетом вдали от крупных аэропортов – на высоте 1500 м и ниже в пределах установленного района ответственности (обычно это площадь административного региона или его значительная часть).
Диспетчер постоянно отслеживает воздушную обстановку с помощью специального монитора, учитывая метеоусловия, график движения судов и пр. Диспетчер постоянно находится на связи с экипажами судов и со своими коллегами из смежных зон ответственности.
Самолёт – это слишком быстрый вид транспорта, чтобы диспетчер мог позволять себе медлительность. Например, в неожиданной ситуации он должен быстро рассредоточить самолёты на безопасное расстояние, принять решение о запрете на посадку (или наоборот) и т.д. К тому же на одного диспетчера может приходиться до 20 самолётов одновременно.
Поскольку времени на долгое обдумывание обстановки нет, все действия диспетчера строго регламентированы.
Работа диспетчера организована так, чтобы максимально снизить ошибки в управлении полётами. Помимо правил и инструкций в распоряжении диспетчера находится оборудование: мониторы, средства связи, сигнальные табло и пр. Также он получает информацию от метеослужб, пользуется справочной информацией. Каждый диспетчер знает, что его неверные решения могут привести к катастрофе и гибели людей. Высокая ответственность при большом объёме работы, высокая скорость решений – всё это означает повышенное нервное напряжение.
Авиадиспетчер аэропорта в Майами уснул во время ночного дежурства, сообщает в субботу (16 апреля 2011 г.) Associated Press. Инцидент произошёл рано утром в субботу. Во время этого ночного дежурства в диспетчерской работали еще 12 человек, и один из них сообщил о заснувшем коллеге.
Согласно предварительным результатам расследования, диспетчер не пропустил ни одного радиосигнала от самолетов, так что инцидент никоим образом не отразился на работе аэропорта. Однако заснувшего на посту диспетчера отстранили от работы.
Подобное уже случалось в аэропортах Техаса, Невады, Теннесси и города Вашингтон. Несколько дней назад в США началась общенациональная проверка диспетчерских служб, а главный авиадиспетчер США Хэнк Краковски подал в отставку. Руководство Федерального управления гражданской авиации США уже заявило, что придётся отменить практику одиночных ночных дежурств и пересмотреть графики работы авиадиспетчеров.
Краткое описание
В современном мире, когда практически ежемесячно приходят сообщения об авиационных катастрофах в разных частях света, особую значимость приобретают профессии, от которых напрямую или косвенно зависит безопасность полетов. Кроме профессионализма пилотов и технической службы гарантией безопасности полетов являются и другие составляющие. Среди наземной технической службы существует такая уникальная профессия как диспетчер по центровке самолетов, которая играет неоценимую роль в обеспечении безопасности.
Любой самолет, поднявшийся в воздух, кроме высоких летно-тактических данных должен быть уравновешенным, устойчивым и управляемым. В оптимальном сочетании этих трех факторов основную роль играют:
- Положение центра тяжести самолёта
- Центровка самолёта
Центр тяжести — это основной показатель центровки самолета. Местоположение центра тяжести самолета определяет балансировку, устойчивость и управляемость самолета на земле и особенно в воздухе, то есть степень БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТА.
Вес самолета складывается из весов пустого самолета, топлива, пассажиров, грузов, экипажа и т. д. Центр тяжести самолета — это равнодействующая сил весов всех составляющих (рис. 1).
Центровка самолета (англ. Center of Gravity (CG) position) — это положение центра тяжести, измеряемое в процентах длины средней аэродинамической хорды САХ (Mean Aerodynamic Chord, MAC). Хорда — отрезок прямой, соединяющий переднюю и заднюю кромку профиля крыла (рис. 2).
При изменении количества пассажиров и груза или при уменьшении полетного веса самолета в результате выгорания топлива, меняется положение центра тяжести, вследствие чего изменяется и центровка самолета. При размещении грузов в носовой части самолета центровка становится предельно передней, и наоборот, размещение грузов в хвостовой части смещает центровку назад, делая ее предельно задней. Предельно передняя центровка грозит тем, что самолет начинает клевать носом и плохо поддается управлению, возникают проблемы с общей топливной неэффективностью. Предельно задняя центровка задирает нос самолета, он летит нестабильно, нарушается его устойчивость в полёте.
При взлете опасна предельно задняя центровка, а во время посадки — предельно передняя.
Особенности профессии
Функциональные обязанности диспетчера по центровке самолета:
- организация и координация работы наземных служб аэропорта по загрузке воздушных судов перед вылетом в соответствии с инструктивными документами, а именно «Руководством по центровке и загрузке гражданских самолетов»;
- осуществление предварительной и окончательной, а также всех видов центровки самолета в соответствии с суточным планом вылетов и предварительной информацией о рейсе с помощью терминального оборудования, современных средств оргтехники, связи и других средств информации;
- предварительный сбор и подготовка информации о составе и весовых характеристиках воздушного судна, их максимально допустимой взлетной массе, величине планируемых грузовых отправок;
- обеспечение максимальной загрузки самолета при соблюдении установленных центровок;
- составление центровочного графика (рис. А, Б, В, Г) и своевременное предоставление информации о загрузке и центровке воздушного судна;
- контроль за реализацией рекомендаций об ограничениях по массе и очередности размещения грузов;
- в случае необходимости принятие мер по устранению сбойной ситуации;
- выполнение мероприятий по переходу к сезонным видам эксплуатации воздушного судна (в зимний период — контроль за оледенением воздушного судна).
Должностные обязанности
Все воздушное пространство разделено на зоны, каждым участком которой руководит определенная специализация авиадиспетчера.
Диспетчер аэродрома диспетчерского пункта- именно с этого специалиста начинается путь самолета. Он составляет суточный план вылетов самолетов и дает разрешение на вылет. Без его разрешения самолет не имеет право подняться в воздух.
Далее начинается работа авиадиспетчера руления-с него начинается и заканчивается полет. Он дает разрешение на запуск двигателей самолета и регулирует движение самолета по аэродрому.
Как только самолет попал на взлетную полосу подключается диспетчер старта-он контролирует движение по взлетно-посадочной полосе и выдает разрешение на взлет.
Диспетчер пункта «Круг»-руководит набором высоты до 2 км и передает работу диспетчеру пункта «Подход», который, руководит набором высоты от 2 до 6 км.
Диспетчер районного центра руководит полетом на высотах от 2 до 17000 км.
Работа авиадиспетчера должна быть четкая и быстрая, ведь от него зависит множество жизней на борту. Поэтому авиадиспетчер должен быстро реагировать на внештатные ситуации и всеми силами стараться помочь пилоту:
- Для этого он постоянно находится на связи с пилотом;
- знает особенности управления самолетом;
- понимет влияние метеоусловий на движение и скорость самолета и умеет правильно распределять воздушные судна, чтобы избежать их столкновения в воздухе.
В работе авиадиспетчеру помогает множество специализированной электронной техники:
- 4 монитора для слежения за воздушной и метеорологической обстановкой;
- средства связи;
- навигация;
- сигнальные табло;
- графики;
- справочная документация с алгоритмами действия и большое обзорное окно, для оценки реального состояния погоды.
Всеми этими гаджетами нужно уметь пользоваться, но и успевать контролировать их одновременно.
Что нужно, чтобы стать авиадиспетчером в России?
Как уже стало понятно, для работы по профессии надо иметь соответствующее образование.
Прямой путь в профессию – это обучение на авиадиспетчера по профилю подготовки «Специалист по аэронавигации».
Но учеба – не единственное, что нужно, чтобы стать авиадиспетчером.
Кандидатов на должность проверяют физически и психологически, их дикция должна быть четкой. При этом, английский язык они должны знать не хуже, чем русский – то есть в совершенстве.
Стандартные требования, чтобы стать диспетчером в аэропорту такие:
- высшее профильное образование;
- знание авиационного английского языка;
- высокая скорость реакции и умение оценивать ситуацию и принимать правильное решение;
- речь четкая, дикция без дефектов;
- учат авиадиспетчеров только при условии их отличного здоровья и заключения от комиссии о профессиональной пригодности;
- стать авиадиспетчером в аэропорту может лишь человек, обладающий психоэмоциональной устойчивостью;
- математический склад ума, умение быстро и хорошо считать, держать в памяти много разной информации;
- кроме этого, нужно любить небо, и быть готовым многие часы сидеть за пультом монитора.
В каком-то смысле работу авиадиспетчера можно сравнить с игрой в шахматы в нестандартных условиях, поэтому требуется серьезная подготовка.
Ссылки [ править ]
-
. Справочник по профессиональным перспективам (изд. 2014–15 гг.). Бюро статистики труда Министерства труда США. Архивировано из 13 декабря 2014 года . Проверено 13 декабря 2014 .
Средняя годовая заработная плата авиадиспетчеров в мае 2012 года составляла 122 530 долларов.
-
. Перспективы работы: инициатива правительства Австралии . Канберра, Австралия: Департамент занятости правительства Австралии. Архивировано из 13 декабря 2014 года . Проверено 13 декабря 2014 .
… График показывает средний недельный заработок по профессии в сравнении со средним значением по всем профессиям.
-
. Национальная служба карьеры . Навыки Финансирование Агентство по поручению Департамента по делам бизнеса, инноваций и навыков, правительство Великобритании Архивировано из 13 декабря 2014 года . Проверено 13 декабря 2014 .
… На диаграмме показан средний или средний годовой доход работников, занятых полный рабочий день, в этом секторе по сравнению с национальным медианным показателем для всех секторов.
- Кларк, Андерс (17 июня 2015 г.). » «. Сноска 1. Ученики полета. Проверено 24 сентября 2015 года.
-
. Центр авиации Азиатско-Тихоокеанского региона (CAPA). 11 сентября 2008 года Архивировано из 13 декабря 2014 года . Проверено 13 декабря 2014 .
Помимо Бразилии, единственными странами, в которых военные сохраняют полный контроль над гражданским транспортом, являются Парагвай и Уганда.
- . Архивировано из на 2012-02-27.
- Хопкин, В. Дэвид (5 сентября 1995 г.). «17.7 Циклы работы и отдыха». . CRC Press. С. 366–367. ISBN 978-0-7484-0357-8.
- Коста, Джованни (1991). Wise, JA; Хопкин, В.Д .; Смит, ML (ред.). «Посменная работа и циркадные вариации бдительности и работоспособности». Вопросы автоматизации и систем управления воздушным движением . Серия НАТО ASI. Берлин, Германия: Springer-Verlag. F73 : 267–280.
- Folkard, S .; Розен, SD (1990). . Философские труды Лондонского королевского общества B: Биологические науки . 327 (1241): 543–553. DOI . PMID .
- Теш, Сильвия Ноубл (1984). «Политика стресса: случай управления воздушным движением». Международный журнал служб здравоохранения . 14 (4): 569–587. DOI . PMID .
- Bekier, М., Molesworth, BRC, & Williamson, A. (2012). Переломный момент: узкий путь между принятием и отказом от автоматизации в управлении воздушным движением. Наука о безопасности, 50 (2), 259–265.
- Bekier, М., Molesworth, BRC, & Williamson, A. (2011). Почему авиадиспетчеры принимают или отказываются от автоматизированных технологий. Документ, представленный на 16-м Международном симпозиуме по авиационной психологии, Дейтон, Огайо.
- ? tesla = y , Wall St. Journal, 22 мая 2014 г.
- , Chicago Tribune, 30 июля 2014 г.
- 2015-12-22 в Wayback Machine , Fox Business, 20 мая 2015
Обучение на инспектора по авиационной безопасности
Для работы в этой сфере очень важно высшее или среднее техническое образование. После 11 класса абитуриент может поступить в вуз, готовящий кадры для гражданской авиации
Также выпускники 9-11 классов могут подать документы в авиационно-транспортные техникумы, летные академии. После получения профильного образования инженеры, механики, руководители и другие эксперты поступают на курсы повышения квалификации или переподготовки, чтобы получить удостоверение специалиста по авиационной безопасности.
Приоритетные специальности
- «Организация аэропортовой деятельности».
- «Организация перевозок на воздушном транспорте».
При поступлении необходимо сдать экзамены по техническим дисциплинам (физика, математика), а также тест по русскому языку. Необходимо уточнять условия поступления, в некоторых вузах требуется дополнительный экзамен по иностранному языку, физика может быть заменена химией или информатикой и ИКТ.
Курсы Инспекторов по авиационной безопасности
Курсы при МГТУ ГА
Здесь сотрудники авиационных компаний смогут пройти курсы повышения квалификации. Длительность курса «Авиационная безопасность» составляет 82 ч., стоимость – 23 тыс. руб. Обучение позволит систематизировать старые знания и получить новые, курс будет интересен руководителям, специалистам по авиационной безопасности, командно-летному составу.
Курсы при АНО «НИЦКБ»
Центр специализируется на подготовке высококвалифицированного персонала, который в перспективе будет заниматься авиационной безопасностью. Возможны занятия в группе или с личным инструктором, есть программы для людей с разным уровнем подготовки/специализации. Длительность обучения составляет 40-80 часов, в состав учебной группы входит от 10 до 20 человек.
АО «Шереметьево»
Учебный центр занимается подготовкой кадров для служб безопасности авиакомпаний и аэропортов. Есть программы для опытных сотрудников и стажеров, обучение длится от 1 до 10 дней.
Колледжи Инспекторов по авиационной безопасности
- Московский авиационный техникум им. Н. Н. Годовикова.
- Долгопрудненский авиационный техникум.
- Авиационно-транспортный колледж СПбГУ ГА.
- Казанский авиационно-технический колледж имени П. В. Дементьева.
- Новосибирский авиационный технический колледж.
- Омский летно-технический колледж гражданской авиации им. А.В. Ляпидевского.
- Омский авиационный колледж имени Н. Е. Жуковского.
История профессии
Международный день авиадиспетчера отмечается 20 октября, поскольку в этот день в 1961 году была создана Международная федерация ассоциаций авиационных диспетчеров (сокращённо с англ. IFATCA). Однако история этой молодой профессии начинается гораздо раньше – с того момента, как впервые была установлена связь между воздушным судном и координатором полёта на земле. Позднее с появлением массовых вылетов военной авиации начали формироваться стандарты управления взлётом и посадкой. Но в гражданской авиации окончательная стандартизация управления грузовых и пассажирских авиаперевозок в её современном виде оформилась после создания IFATCA, в которую на сегодняшний день входит более 50 тысяч авиадиспетчеров со всего мира.
Плюсы и минусы профессии
Несомненно, во всем мире профессия авиадиспетчера считается одной из самых уважаемых и престижных.
Для авиадиспетчеров приготовлено много бонусов, таких как:
- бесплатное посещение тренажерных залов и бассейнов;
- единовременная материальная помощь молодым специалистом, а по прошествии пяти лет работы бесплатный перелет в любую страну мира один раз в год.
- Кроме этого, приятным бонусом будет 50% помощь в оплате арендного жилья, либо в некоторых компаниях даже компенсация первоначального взноса для покупки квартиры.
- Стоит упомянуть о ежегодном оплачиваемом трудовом отпуске в количестве 67 дней, ежегодное бесплатное посещение санаториев и перелет супруге и детям с 50% скидкой. И даже это еще не все плюсы профессии.
Но, как и любая профессия, специальность авиадиспетчера имеет и другую сторону медали. Даже в такой, престижной профессии есть свои минусы.
Одним из первых минусов профессии — громадная ответственность перед пассажирами и членами экипажа, а поэтому и отсутствие права на ошибку. Диспетчерская служба работает круглосуточно и без выходных, поэтому нужно быть готовым работать в разные смены (день, ночь, дождь, праздники итд), зато рабочая неделя длится не более 36 часов, это примерно каждая смена через трое суток. И обязательный перерыв на 20 минут каждые 2 часа. Кроме перечисленного, диспетчер обладет стрессоустойчивостью и умением быстро реагировать и нестандартно мыслить в экстренных ситуациях. Поэтому дважды в год авиадиспетчеры проходят обязательный медицинский осмотр как физического, так и психического здоровья. Проводятся тесты физических и психологических нагрузок.
Кто такой диспетчер?
Диспетчер – должностное лицо, обеспечивающее координацию и оптимизацию производственного процесса в определенной сфере деятельности посредством использования различных видов вычислительной техники, а также средств коммуникации и связи.
Название профессии произошло от английского dispatch (отсылать, отправлять), что прямо указывает на основную задачу любого диспетчера – структурировать и перерабатывать поступающую к нему информацию, и отправлять ее в нужном направлении. Профессия относится к разряду «молодых», поскольку ее образование стало возможным только на стыке 19-20 веков, когда появилась вычислительная техника и различные средства связи, а также возникла необходимость в людях, способных координировать деятельность транспортных и специальных служб.
Другими словами, изначально диспетчеры требовались только для обеспечения слаженной работы перевозчиков (кстати, в первоисточниках слово «диспетчер» означало «отправитель поездов») и служб экстренного реагирования (милиции, пожарных, скорой помощи и т.д.). Сегодня же диспетчеры координируют практически все сферы жизнедеятельности человека: службы такси, отделы логистики, авиаперевозки, службы доставки, интернет магазины, образовательные организации, коммунальные службы, производственные предприятия и т.д. Словом, везде, где необходимо оперативно регулировать ход производства или управлять передвижением транспорта, нужны представители этой профессии.
Должностные обязанности диспетчера напрямую зависят от места работы. Например, авиадиспетчер координирует взлет, полет и посадку самолетов, а диспетчер такси – выступает посредником между водителем и пассажиром: оформляет вызовы, распределяет заказы между водителями и сообщает клиенту о подаче машины. В общем, в обязанности диспетчера входит весь набор мероприятий (в том числе, и письменные отчеты о проделанной работе), направленный на обеспечение бесперебойного процесса производства или предоставления услуг. Помимо этого, в обязанности специалиста может входить: обеспечение предприятия необходимыми материалами, контроль за своевременное закупкой оборудования, консультационные и административные функции.
Описание и характеристика профессии
В России организация воздушного движения – это целый комплексный процесс, который обеспечивает взаимодействие диспетчерских пунктов, входящих в структуру ЕС ОрВД (что расшифровывается как Единая система организации воздушного движения). Воздушное пространство разделено на районы ответственности диспетчерских пунктов и классы, причём в зависимости от типа выполняемых задач выделяют отдельно:
- пункты планирования, работающие над более эффективным использованием воздушного пространства от момента появления плана полёта до его закрытия;
- пункты авиадиспетчеров, занимающихся непосредственным управлением движения от момента запуска двигателя до заруливания на стоянку на аэродроме назначения.
В соответствии с зоной планирования полётов выделяют три типа органов ЕС ОрВД: Главный Центр (ГЦ), Зональный Центр (ЗЦ) и Районный центр (РЦ). В каждом из них, согласно зонированию, собирают и обрабатывают представленные (FPL) и повторяющиеся (RPL) планы полётов, контролируют процесс планирования как регулярных, так и нерегулярных рейсов в воздушном пространстве России и на международных авиалиниях (ГЦ), прогнозируют потребности воздушного пространства и т.д. Существуют также диспетчерские пункты местных авиалиний, центры полётной информации.
Разделение этапов воздушного сообщения предполагает и разделение диспетчерских пунктов в течение всего полета. Рабочее место диспетчера в аэропорту – вышка центра управления. Ээто расположенный на высоте нескольких десятков метров зал с огромными окнами, оснащённый компьютерами, мониторами, отображающими воздушную и метеорологическую обстановку, сигнальным табло, радиотехническими средствами навигации и связи, столами ведения графиков, таблично-знаковыми индикаторами, биноклем, наконец, удобным прочным креслом.
В диспетчерском «экипаже» состоят сам авиадиспетчер радиолокационного контроля, управляющий самолётами, и помощник – диспетчер процедурного контроля, занимающийся согласованиями. В зале в прямом и переносном смысле за спиной стоят старший авиадиспетчер (начальник смены) и руководитель полётов.
Особенность работы авиадиспетчером в том, что в любой момент может возникнуть экстремальная ситуация, в которой решение нужно принимать так же быстро и чётко, как и при соблюдении привычного графика. А случиться может, что угодно: у самолёта может отказать радиолокационная система или даже двигатель, на полосу может упасть туман и т.д. Иногда из-за ухудшения условий полосу не видно ни невооружённым глазом, ни в бинокль. На это случай существуют отработанные процедуры координации по приборам и огням взлётно-посадочной полосы, но напряжение в такие моменты вырастает. Как признался в интервью один авиадиспетчер со стажем: «Для нас любая ситуация штатная».
Однако в авиации существуют и такое понятие как «авиационный инцидент». Решение об объявлении стадии «тревоги» или «бедствия» (например, невыпуска шасси при заходе на посадку) принимает руководитель полётов.
Перед заступлением на смену авиадиспетчер проходит обязательный медосмотр. Рабочий день длится, как правило, семь часов с перерывом не менее 20 минут каждые два часа. Перерыв необходим для снятия напряжения, которое за пультом очень быстро растёт и накапливается, увеличивая риск ошибки, поэтому усталость недопустима.
Поскольку профессия авиадиспетчер связана с постоянной высокой психоэмоциональной нагрузкой, она даёт право на досрочное назначение пенсии.
Виды диспетчерских пунктов
В зависимости от того, на чем специализируется диспетчерский пункт, он может быть одним из трех основных их видов:
- Так называемый ГЦ. Расшифровывается аббревиатура, как Главный Центр.
- ЗЦ. Аббревиатура расшифровывается, как Зональный центр.
- РЦ. Аббревиатура расшифровывается, как Районный центр.
Каждый из пунктов специализируется на том, что разрабатывает разнообразные планы полета, согласно которым будут перемещаться самолеты. Также, они следят за различными видами рейсов. Как за теми, которые летают регулярно. Так и за теми, которые с определенной периодичностью.
Рейсы эти могут быть абсолютно любыми. Начиная с международных. Заканчивая теми, что проводятся внутри государства.
Также, авиадиспетчеры специализируются на том, что анализирует воздушное пространство. График полетов. И делают прогнозы по поводу того, как улучшить расписание полетов самолетов.