Принцип работы органа
Содержание:
- Органы грудной клетки
- Возникновение органа
- Барокко
- [править] Дополнительное чтение
- Исторические сведения
- Как устроен орган?
- История развития инструмента
- Полезная информация
- МЕНОПАУЗА
- Устройство органа
- [править] Валидность определения «духовой орган»
- Как появились государства
- Сон нужен, чтобы промыть мозги?
- [править] Некоторые известные органы
- Отдел малого таза
Органы грудной клетки
В грудной полости находится целый ряд жизненно необходимых формирований. Один из важнейших – сердце. Оно находится практически посередине грудной клетки, локализация располагается за средней третью грудины. Размеры сердца приравниваются размеру кисти, сжатой в кулак.
Мышечная ткань очень мощная, клетки соединяются между собой перемычками, формируя что-то наподобие полотна. Такое строение обеспечивает электрическую проводимость и сокращение сердца. Орган обеспечивает кровообращение, получая венозную кровь из сосудов, насыщая ее кислородом, превращая в артериальную. Последняя посредством сердечных сокращений обеспечивает доставку кислорода и питательных веществ ко всем системам и органам человека.
Также в груди располагаются бронхи и легкие. Последние являются парным органом, они занимают большую часть пространства данной полости. Каждое легкое состоит из крупных долей: левое из 2, правое – из 3.
Доля делится на более мелкие формирования, в строении которых имеются альвеолы – специальные пузырьки, осуществляющие газообмен. Альвеолы насыщают кровь кислородом, обеспечивают элиминацию углекислого газа. Данные структуры образуются путем ветвления бронхов.
Последние являются крупными стволами, которые проникают в легкие через так называемые ворота, где они начинают делится на более мелкие формирования. Бронхи, в свою очередь, являются воздухоносными путями у человека.
Еще один орган, расположенный в груди, — трахея. Она берет начало от гортани, откуда отходит ниже и переходит в бронхи.
Параллельно идет пищевод, который имеет несколько анатомических изгибов, сам он является мышечной трубкой, которая обеспечивает проход пищевого комка для дальнейшего переваривания в желудке.
Кроме того, помимо перечисленных выше структур, имеются крупные сосуды – аорта, легочные артерии и вены. Также в груди находятся лимфатические узлы, нервные стволы и еще одна железа – вилочковая, или тимус.
Последний является органом системы иммунитета, который постепенно атрофируется с возрастом. У лиц старше 16-18 лет имеются только остатки тимуса.
Возникновение органа
Прародителем современного органа считают флейту Пана, которая впервые появилась в Древней Греции. Существует сказание, что бог дикой природы, пастушества и скотоводства Пан придумал себе новый музыкальный инструмент, соединив несколько тростниковых трубочек разного размера, чтобы извлекать чудесную музыку, развлекаясь с веселыми нимфами в роскошных долинах и рощах. Чтобы успешно играть на таком инструменте, требовались большие физические усилия и хорошая дыхательная система. Поэтому для облегчения работы музыкантам во ІІ веке до нашей эры, грек Ктесибий, изобрел водяной орган или гидравлос, который считается прототипом современного органа.
Развитие органа
Орган постоянно усовершенствовался и в ХІ веке его стали строить по всей Европе. Наибольшего расцвета органостроение достигло в XVII-XVIII веках в Германии, где музыкальные произведения для органа создавали, такие великие композиторы как Иоганн Себастьян Бах и Дитрих Букстехуде, непревзойденные мастера органной музыки.
Органы отличались не только по красоте и разнообразию звучания, но и по архитектуре и декору — каждый из музыкальных инструментов обладал индивидуальностью, создавался под конкретные задачи, гармонично вписывался во внутреннюю среду помещения. Для органа подходит только такое помещение, которое обладает отменной акустикой. В отличие от других музыкальных инструментов особенность звучания органа зависит не от корпуса, а от пространства, в котором он находится.
Звуки органа никого не могут оставить равнодушным, они проникают глубоко в сердце, вызывают самые разнообразные чувства, заставляют задумываться о бренности бытия и устремлять свои помыслы к Богу. Поэтому в католических церквях и соборах повсеместно стояли органы, лучшие композиторы писали духовную музыку и собственноручно играли на органе, например, Иоганн Себастьян Бах.
В России орган относился к светским инструментам, так как традиционно в православных храмах было запрещено звучание музыки во время богослужения.
Современный орган
Сегодняшний орган представляет собой сложную систему. Это одновременно духовой и клавишный музыкальный инструмент, имеющий педальную клавиатуру, несколько ручных клавиатур, сотни регистров и от сотен до более чем тридцати тысяч труб. Трубы бывают разнообразными по длине, диаметру, типу строения и материалу изготовления. Они могут быть медными, свинцовыми, жестяными или из разных сплавов, например, свинцово-оловянными. Сложное строение позволяет органу иметь огромный диапазон звучания по высоте и тембру и обладать богатством звуковых эффектов. Орган может имитировать игру других инструментов, поэтому его нередко приравнивают к симфоническому оркестру. Самый большой орган находится в США в концертном зале Бордуок города Атлантик-Сити. У него 7 ручных клавиатур, 33112 труб и 455 регистров.
Звучание органа нельзя сравнить ни с каким другим музыкальным инструментом и даже симфоническим оркестром. Его мощные, торжественные, неземные звуки действуют на душу человека мгновенно, глубоко и ошеломляющее, кажется, что сердце вот-вот разорвется от божественной красоты музыки, небо разверзнется и откроются, до этого момента непостижимые, тайны бытия.
Барокко
Многие исследователи называют XVII–XVIII века золотым периодом органного исполнительства и органостроения. Построенные в это время инструменты не только прекрасно звучали и могли имитировать звучание какого-либо одного инструмента, но и целых оркестровых групп и даже хоров. Кроме того, отличались они и прозрачностью и ясностью тембрового звучания, наиболее подходящего для исполнения полифонических произведений. Следует отметить, что большинство великих органных композиторов, таких, как Фрескобальди, Букстехуде, Свелинк, Пахельбель, Бах, писали свои произведения именно для «барочного органа».
[править] Дополнительное чтение
Виртуальные органы
- Виртуальная MIDI-система Hauptwerk, даёт возможность получать звуки всевозможных видов органов — как конкретных духовых, так и всех прочих.
- Digital Techniques to aid Pipe Organ Voicing and Regulation
- Rothstein Joseph . — 2, The Computer Music and Digital Audio Series (Том 7). — A-R Editions, Inc., 1995. — P. 268. — ISBN 0895793091., c. 58: «General MIDI звукового набора группировки (все каналы, за исключением 10): Прог # инструментальная группа <…> 17-24 Орган <…> 41-48 Струны <…> 65-72 Трость 73-80 Труба <…> 113-120 Перкуссивная (англ. General MIDI Sound Set Groupings (all channels except 10): Prog # Instrument Group <…> 17-24 Organ <…> 41-48 Strings <…> 65-72 Reed 73-80 Pipe <…> 113-120 Percussive)»
- Peterson Matthew R. . — QuickTime Developer Series. — Morgan Kaufmann, 2003. — P. 597. — ISBN 008049546X., c. 523: «General MIDI определяет <…> 16 групп по 8 инструментов каждая <…> Орган <…> 17. Ползунковый орган 18. Перкуссивный орган 19. Рок орган 20. Церковный орган 21. Тростевой (язычковый) орган 22. Аккордеон 23. Гармоника 24. Танго Аккордеон (англ. General MIDI defines <…> 16 groups of 8 instruments each <…> Organ <…> 17. Drawbar Organ 18. Percussive Organ 19. Rock Organ 20. Church Organ 21. Reed Organ 22. Accordion 23. Harmonica 24. Tango Accordion)»
Исторические сведения
Орган – один из самых древних инструментов. Точную дату его возникновение определить невозможно. Во II в. до н.э. греческим мастером Ктесебием, был изобретен орган, играющий при помощи гидравлики – нагнетание воздуха водяным прессом. А в римской империи времен правления императора Нерона (I в.), инструмент изображался на монетах.
Древнейшим предшественником органа считается флейта Пана, имеющая схожее строение – соединенные трубки различной длины, каждая из которых издает звук определенной высоты. Затем, решив усовершенствовать систему, к ним добавили меха, нагнетающие воздух и клавиатуру, в которой количество клавиш совпадало с числом труб.
Это были ручные органы, которые музыканты носили на плечевом ремне, одной рукой нагнетая воздух в меха, а другой — играя мелодию, рядом, на специальном подставке стояли трубы, в которые под давлением подавался воздух.
Средневековые органы не отличались тонкостью изготовления – размер клавиш достигал 5-7 см, а расстояние между ними порой было по 1,5 – 2 см.
Поэтому играли на такой клавиатуре не пальцами, как на современном инструменте, а кулаками и локтями, прилагая немалое усилие. Широко распространенным инструментом орган стал после введения его в VII в. католическую богослужебную практику. В этот же период, органы из небольших транспортировочных инструментов, перевозимых на телегах, превратились в большие стационарные музыкальные «орудия»– устанавливаемые в церквях.
В последующие эпохи орган постепенно совершенствовался, (особый вклад в его развитие внесли итальянские и немецкие мастера), что происходит и до сегодняшнего дня – внедряются новые разработки, с целью сделать инструмент еще более удобным для исполнения и увеличить его функциональные возможности.
Как устроен орган?
То, что ценитель органной музыки наблюдает из зала – фасад инструмента. За ним скрывается просторное помещение, порой включающее по несколько этажей, уставленное механическими элементами и тысячами трубок. Чтобы понять принцип действия сего чуда, стоит рассмотреть хотя бы его краткое описание.
Орган является одним из самых громких музыкальных инструментов. Такой эффект достигается за счет регистров, включающего несколько рядов органных труб. Эти регистры по окраске звучания и целому ряду других объединяющих признаков делятся на несколько групп: микстуры, аликвотны, гамбы, флейты, принципалы. Регистровые трубы звучат в соответствии с нотной записью. Их можно включать как по отдельности, так и одновременно. Для этого задействуются расположенные на боковых панелях клавиатуры рукоятки.
Пультом управления исполнителя, работающего за инструментом, являются мануалы, педальная клавиатура и сами регистры. Число мануалов в зависимости от модификации «клавишника» может варьироваться от 1 до 7. Они располагаются террасой: один непосредственно над другим.
Педальная клавиатура может включать от 5 до 32 клавиш, посредством которых запускаются в действие регистры, формирующие низкие звуки. В зависимости от аппликатуры музыкального инструмента исполнитель нажимает на педальные клавиши носком или каблуком.
Наличие нескольких клавиатур, а также всевозможных тумблеров и рычагов довольно усложняет процесс игры. Поэтому зачастую вместе с исполнителем за инструментом сидит и его помощник. Для удобства чтения нот и достижения синхронности исполнения партия для ног традиционно располагается на отдельном нотном стане непосредственно под партией для рук.
В современных моделях функцию нагнетания воздуха в меха выполняют электромоторы. В средние века эту работу выполняли специально обученные кальканты, услуги которых приходилось оплачивать отдельно.
Несмотря на широкое распространение органов сегодня практически нереально встретить две одинаковых модели, поскольку все они собираются по индивидуальным проектам. Размеры установок могут варьироваться от 1,5 м до 15 м. Ширина крупных моделей достигает 10 м, а глубина – 4 м. Вес таких сооружений измеряется в тоннах.
История развития инструмента
Обращаясь к истории появления органа, можно заметить, что его прародители времён античности отличались и конструкцией, и размерами, и внешним видом. Первые органы (гидравлосы) были переносными. Этот инструмент быстро завоевал популярность в цивилизованном мире и начал распространяться по странам Востока и Европы. Древние записи сообщают, что в Иерусалимском храме ещё в первые века нашей эры присутствовал инструмент «маграффа». Он обладал десятью трубами и был настолько громкоголосым, что его было слышно на большом расстоянии.
В средние века органы строились в Западной Европе и Византии, их устройство становилось более совершенным, а сам инструмент – всё более звучным и богатым по тембрам. В середине VII века орган был введён в католическое богослужение Папой Римским Виталианом.
Искусство строить органы оформилось в Италии в IX веке. Отсюда эти гигантские инструменты попадали во Францию и в Германию. Затем и другие страны переняли опыт итальянцев, особенно отличились в искусстве построения органов немецкие мастера. Вот, например, Орган во Фрайбергском соборе, 1714 г.
С XIV века «король инструментов» начинает своё победное шествие по Европе. Он обзавёлся педальной клавиатурой, увеличилось количество труб, клавиши мануалов стали более удобными.
XVI век дал органу пять мануалов с диапазоном каждого в 4-5 октав. Переключатели регистров способствовали расширению тембровых возможностей: нажимая всего одну клавишу, исполнитель приводил в рабочее состояние десятки труб, имеющих одну высоту, но разный состав обертонов.
Золотым веком органа по праву считается период XVII–XVIII веков – эпоха барокко. Уникальное богатство тембров, чистота звучания сделали орган идеальным инструментом для исполнения произведений полифонического склада. Расцвет органостроения привёл к появлению огромного количества музыки, написанной специально для органа. Нам известны имена И. С. Баха, Д. Букстехуде, Г. Генделя, Дж. Фрескобальди – непревзойдённых мастеров полифонии.
Каждый орган той поры создавался не только, как музыкальный инструмент, но и как произведение искусства. Модели тщательно декорировались, их изготавливали так, чтобы они хорошо вписывались в окружающую обстановку храма. Архитектура тоже имела большое значение, ведь звучание органа зависит не от его корпуса, а от акустики окружающего пространства.
В XIX и XX вв. стали строить инструменты огромных масштабов и мощного звучания, по своим исполнительским свойствам они могут заменять симфонический оркестр. Однако история органа – музыкального инструмента, на этом не заканчивается, она продолжается до сих пор.
Полезная информация
Каждый человек является уникальным и неповторимым. При этом нередко встречаются различные аномалии – например, удвоение органа, изменение его формы и размеров. Удивление вызывает тот факт, что нередко это остается незаметным и никак не отражается на состоянии здоровья.
Также важно то, что при удалении какого-либо из парного органов, его функции способен взять на себя другой из этой пары. И практически всегда такое происходит
При этом сам человек будет себя чувствовать так же, как и раньше.
Потенциал и выносливость организма поражают, он хрупкий и сильный одновременно. Ученым-биологам и медикам предстоит выяснить ответы на большое количество загадок тела человека. Работа в этой сфере идет непрерывно.
Как видно, строение человеческого тела простое и сложное одновременно. Исследователи до сих пор не могут полностью разгадать все тайны организма. Человек способен осуществлять высшую нервную деятельность благодаря коре головного мозга, что недоступно для других биологических видов.
По этим причинам людям важно иметь как минимум общее понятие о своем строении, что поможет в течение всего жизненного пути, особенно это касается проверки состояния собственного здоровья
МЕНОПАУЗА
Менопауза наступает, когда у женщины прекращаются менструации. Обычно это происходит в возрасте 40–50 лет. Менопаузу можно констатировать, если месячные отсутствовали более одного года.
Менопауза — естественный процесс, через который предстоит пройти каждой женщине. Однако в некоторых случаях она сопровождается симптомами, такими как нарушение сна, повышенная утомляемость, приливы жара, эмоциональная нестабильность. Всё это лечится путем изменения образа жизни и гормональными препаратами.
Врачи Института репродуктивной медицины REMEDI знают всё о репродуктивном женском здоровье. Мы знаем, как его сохранить и восстановить, подарить женщине радость материнства.
Наши врачи акушеры-гинекологи:
Наши врачи
Младова Елена Сергеевна
Генеральный директор, главный врач, врач акушер-гинеколог, репродуктолог
Лапшихин Александр Александрович
Заведующий отделением ВРТ, врач акушер-гинеколог, репродуктолог, к.м.н.
Кутасова Анна Игоревна
Врач акушер-гинеколог, репродуктолог
Поварова Анна Андреевна
Врач акушер-гинеколог, репродуктолог
Торосян Арпине Эдуардовна
Акушер-гинеколог, репродуктолог, врач узд
Краснощока Ольга Евгеньевна
Врач акушер-гинеколог, кандидат медицинских наук
Устройство органа
Инструмент имеет достаточно сложную структуру, состоящую из огромного количества различных элементов: трубы, мануалы, педальная клавиатура, меха, фильтра и электрические компрессоры (в былые времена их заменяли люди – до 10 человек), регистры с переключателями и многое другое.
Пульт, или кафедра – место, с которого музыкант управляет инструментом, содержит мануалы, педальную клавиатуру, различные переключатели и прочее.
Мануал – ручная клавиатура. Один орган может иметь до семи таких мануалов.
Регистр – определенное количество труб относящихся к одному «семейству», их объединяет тембровая схожесть. Регистровые комбинации называют «копулами» (с лат — «связки», «соединения»). По желанию заказчиков, мастера могут добавлять в орган отдельные регистры, имитирующие звук какого-то определенного инструмента.
Педальная клавиатура – ножная, выглядит так же, как и ручная. С ее помощью исполнитель управляет басовыми трубами. Для игры на педальной клавиатуре, органисты надевают специально изготовленную «чувствительную» и тесную обувь с очень тонкой подошвой.
Трубы органа – металлические, деревянные и деревянно-металлические полые трубы разной длинны, диаметра и формы. По способу звукоизвлечения разделяются на «язычкое» и «лобиальные». Инструмент может содержать до 10 тыс. таких труб, самые большие из них – басовые, их высота может достигать до 10 метров, а вес – до 500 кг. Иногда самым низким звукам инструмента дается название, например «голос кита».
А также орган содержит ножной ролик, подключающий и отключающий регистры, таким образом можно сыграть крещендо или диминуэндо, так как сами мануалы органа не чувствительны – громкость звука не зависит от силы нажатия клавиши, как например в фортепиано.
Фасадная, видимая зрителям сторона органа – только небольшая его часть, остальное же «содержимое» находится за стеной. Несмотря на внешнюю прочность органных труб, их все же достаточно легко погнуть, поэтому посторонних редко допускают «внутрь» инструмента.
Абстракты – специальные тонкие деревянные рейки, которые соединяют клавиши с трубными клапанами. Некоторые из них могут достигать в высоту 13 метров.
Самый большой орган в мире находится в американском городе Atlantic Сity в концертном зале Боардволк Холл. Инструмент имеет тридцать три тысячи труб и тысячу двести клавиш.
Воздух в трубы нагоняют вентиляторы, которые вращают электромоторы мощностью в 600 л. с. Состояние органа на данный момент не рабочее. В 1944 году он был поврежден во время урагана, а в 2001 году рабочие по халатности уничтожили часть основных труб. Орган подлежит реставрации, но для этого необходимо несколько лет.
[править] Валидность определения «духовой орган»
В общепринятой классификационной системе музыкальных инструментов Хорнбостеля—Закса понятия «класс орга́нов» или «семейство орга́нов» отсутствуют, а сам «король инструментов» отнесён в этой системе к классу Аэрофонов.
Каких-либо упоминаний о существовании этих понятий невозможно найти также ни в одной академической энциклопедии, ни в одном «официальном» музыкальном словаре или справочнике. Во всех подобных источниках под музыкальным инструментом «орга́н» всегда подразумевается именно и только «король инструментов», то есть хорошо всем известный большой духовой (а точнее трубный) клавишный инструмент, конструкцию которого в XIX веке довели до совершенства Аристид Кавайе-Коль, Фридрих Ладегаст и другие выдающиеся органные мастера.
В тоже самое время, несмотря на инертность и консерватизм в этом вопросе всех известных академических источников, здравый смысл, а также восприимчивость к прогрессу и реалиям времени подсказали выделять духовой орган в качестве особого инструмента в классе (семействе) органов составителей многих неакадемических музыкальных энциклопедий и справочников, особенно электронных.
Ну а первым важным толчком в пользу придания «королю инструментов», то есть большому трубному органу, особого статуса явилось появление и массовое производство беструбных (сугубо язычковых) духовых органов.
В качестве хотя и косвенных, но очень знаковых признаков, подтверждающих верность и своевременность выделения духового органа в качестве особого инструмента в классе (семействе) органов, можно считать следующие:
— нарастающая в англоязычной литературе тенденция специального обозначения духовых органов устойчивым термином «pipe organ»;
— достаточная распространённость понятия «духовой орган» в русском языке как свидетельство естественной необходимости выделения этого «короля инструментов» из целого класса (семейства) родственных ему инструментов — орга́нов, причём так называют данный инструмент не только любители органной музыки, но и сами строители органов.;
— объединение разработчиками спецификационного стандарта «General MIDI» многочисленных видов и подвидов музыкальных инструментов в единую группу «органы», в которой «король инструментов» фигурирует под названием «Church Organ» (церковный орган).
— факт использования в большинстве церквей западных стран (США, Канады, Западной Европы, Австралии, Новой Зеландии…) современных электронных органов, которые ни по своему внешнему виду, ни по звучанию совершенно не отличаются от органов духовых, что естественным образом побуждает людей называть такие инструменты не «электроорганами», а просто «органами», причисляя их таким образом к определённому классу (семейству) музыкальных инструментов, не учтённому системой Хорнбостеля-Закса. Точно также, в мире рок-музыки все электронные органы тоже давно уже называются просто «органами».;
— абсолютная идентичность звучания, которая не позволяет отличить на слух, особенно в записи, игру на органе реальном от игры на органе «мидийном». Поэтому если человек услышит на какой-нибудь записи «органную партию» и скажет, что «там звучит орган», подразумевая при этом орган духовой, то ошибётся, потому что там звучит орган мидийный, но если этот человек будет подразумевать под «органом» инструмент, относящийся по своему звучанию к целому классу органов, то он уже в подобных ситуациях никогда не ошибётся;
Как появились государства
Миллионы лет назад наши предки жили общинами. У них не было чётких границ, вместо законов были обычаи, а власть держалась на авторитете старейшин. Но шли века, людей становились всё больше, а отношения между ними — сложнее. Чтобы поддерживать порядок, возникла централизованная власть — люди, управляющие обществом. Они создавали законы и вводили наказания за их нарушение. Устанавливали границы и снаряжали армию, чтобы стеречь и расширять их. Защищали интересы своих людей и взимали с них налоги. Так племена превращались в государства.
Существует несколько теорий о том, как именно возникло государство:
- Теократическая — самая древняя теория; считалось, что право на власть исходит от высших сил.
- Теория завоевания — согласно ей сильные люди подчинили слабых и стали властвовать над ними.
- Теория общественного договора — по этой версии люди добровольно ограничили себя в правах, чтобы избежать произвола и вседозволенности.
- Классовая — создана немецким философом и социологом Карлом Марксом. По его предположению государство — результат борьбы высших и низших сословий. Марксисты считают, что рабовладельцы и феодалы создали государства, чтобы защитить себя от рабов и крестьян.
Создание государственности — одно из величайших достижений человечества, которое позволило развивать культуру, науку, медицину, повышать уровень жизни людей. Во всяком случае, более эффективного способа организовать общество до сих пор не придумали.
Сон нужен, чтобы промыть мозги?
Исследования показали, что глимфатическая система активна практически только во время сна и почти не функционирует в бодрствующем состоянии . Сон необходим для многих живых существ, однако спящее животное беззащитно и легко может стать жертвой хищника. Если ради сна приходится так рисковать, то это означает, что он имеет очень важный биологический смысл и без него обойтись нельзя (потому что, если можно было бы, то эволюция давно бы уже от него избавилась, ведь животное, которому не нужно спать, получило бы огромное эволюционное преимущество). Несмотря на многочисленные исследования, проведенные в области сна, окончательное его значение так и не выяснено.
Рисунок 6. Активность глимфатической системы во время сна и бодрствования. а — 3D-реконструкция распределения спинномозговой жидкости. б — Сравнение интенсивности ее потока. Оранжевый цвет — во время бодрствования, зеленый цвет — во время сна.
, рисунок с изменениями
Ее «выключателем» на это время является нейромедиатор норадреналин. Локальное воздействие антагонистов норадреналина (веществ, блокирующих связь норадреналина с его рецепторами) на мозг бодрствующей мыши вызывало увеличение тока спинномозговой жидкости почти до таких же величин, что и у спящей. И наоборот, локальное воздействие норадреналина на мозг спящей мыши вызывало ухудшение работы глимфатической системы .
Если глимфатическая система работает в основном во время сна, то зависит ли ее функционирование от того, как именно мы спим? Оказалось, что на эффективность выведения белков влияет положение головы в пространстве. Опыты проводили на мышах и крысах: в мозг им вводили меченые белки и укладывали спать в разных позах. Выяснилось, что с наибольшей эффективностью они выводятся, когда животное лежит на боку. И действительно, в природе многие животные спят именно так (рис. 7), что может объясняться функционированием этой системы. Работает ли этот принцип на людях, и лучше ли нам тоже спать на боку? Подобные исследования на человеке еще не проводились. Однако выполнившие эти опыты на грызунах ученые утверждают, что человеческая глимфатическая система с большой вероятностью работает похожим образом .
Рисунок 7. Многие животные спят на боку, что может улучшать работу глимфатической системы.
[править] Некоторые известные органы
Самыми большими органами мира являются:
- Wanamaker Organ(англ.) (Филадельфия, Murray M. Harris/Los Angeles Art Organ Co., 1904; Wanamaker Organ Shop, 1914—1917, 1924—1927): 6 мануалов, 461 клавиш, 396 регистров, 28 482 трубы.
- Convention Hall Organ (Атлантик сити, Midmer-Losh, Opus 5550, 1929): 7 мануалов, 449 клавиш, 337 регистров, 33 114 труб.
- First Congregational Church Organ (Лос-Анджелес, E. M. Skinner Opus 856, 1931; Schlicker, 1969; Meunch, 1994; Robert David, 1995): 5 мануалов, 346 клавиш, 233 регистра, более 20000 труб.
Крупнейший действующий духовой орган мира находится в торговом центре Macy’s Lord & Taylor в Филадельфии, штат Пенсильвания, США (6 мануалов, 396 , 28482 трубы). Он был построен в Лос-Анжелесе для Всемирной выставки 1904 года в Сент-Луисе и с тех пор неоднократно достраивался для увеличения мощности (в настоящее время весит 287 тонн, звучит ежедневно, en:Wanamaker Organ).
Самый громкий среди когда-либо созданных музыкальных инструментов — в настоящее время бездействующий Орган концертного зала Бордуок в Атлантик-Сити, имеющий 7 мануалов, 337 регистров и 33 114 труб (производство американской компании Midmer-Losh). Он имеет самый широкий в мире тембровый набор, самые большие и тяжёлые трубы и наибольшее рабочее давление в системе подачи воздуха. Этот орган обладает наиболее сложной в мире системой управления игрой: его главный неподвижный шпильтиш оснащён семью мануалами, второй передвижной шпильтиш имеет пять мануалов, что позволяет управлять большей частью огромного инструмента. Длина самой большой трубы составляет порядка 18 метров (64`). Вследствие того, что дерево не выдерживает подобных нагрузок, трубы такой длины изготовлены из железобетона. От звучания самой громкой трубы регистра Ophicleide могут лопнуть барабанные перепонки.
Крупнейший орган Европы — Большой орган римско-католического кафедрального собора св. Стефана в Пассау (Германия), он насчитывает 5 мануалов, 229 регистров, 17 774 трубы, производство немецкой фирмы Stenmayer & Co и является четвёртым по величине действующим органом в мире.
Крупнейший в мире орган с полностью механической игровой трактурой (без применения электронного и пневматического управления) — орган евангелическо-лютеранского собора св. Троицы в Лиепае (4 мануала, 131 регистр, более 7 тыс. труб), бывший до 1912 года крупнейшим органом мира. Оспаривается этот статус органом Сиднейского оперного театра, содержащим 5 мануалов, 125 регистров и около 10 тыс. труб.
Главный орган Кафедрального собора в Калининграде имеет 4 мануала, 90 регистров, 8500 труб.
Отдел малого таза
Органы полости малого таза имеют свои особенности. Здесь у лиц мужского и женского пола имеются свои отличительные черты. Среди общего – наличие мочевого пузыря, уретры и прямой кишки. Первый отвечает за мочеиспускание, второй – за дефекацию.
Отличия у женщин
У лиц женского пола в малом тазу находятся матка, яичники, которые соединяются с первой посредством маточных труб. Также здесь располагается влагалище, половые губы, вульва, клитор.
Органы формируют половую систему женщины, которые отвечают за размножение, выработку гормонов, беременность.
Различия у мужчин
У мужчин в малом тазу имеются семенные пузырьки, семявыносящий проток, предстательная железа, яички, половой член. Эти структуры отвечают за формирование спермы, размножение, осуществляют функцию эндокринных желез, осуществляя выработку мужских половых гормонов.